Когда я впервые увидела этот спектакль, первой моей реакцией было: "Надо сходить ещё раз!"
Потому что с первого раза охватить этот мир невозможно... А "Чайка" Юрия Бутусова - это совершенно отдельный мир. Мир, где эмоции вырываются из персонажей и живут своей собственной жизнью. Мир, где каждый неистово страдает, жаждет любви и не получает её...
Но вчера я почему-то подумала, что сама любовь героям не особенно и нужна. А вся их жизнь заключена именно в этом страдании. Иначе почему во всём произведении нет ни одного взаимного чувства? И почему никто никого не слышит?
Очень много было мыслей о Треплеве. Отсутствие материнской любви, желание понимания и признания. Доходящее до поразительных форм демонстрации, привлечения внимания. Возможно, это только моё восприятие, но я увидела акцент спектакля на родительском влиянии на всю нашу жизнь. Говорят, что мы выбираем спутника жизни по нашим родителям. Треплев полюбил девушку, которая не отвечала ему взаимностью и оставался верным ей до конца жизни. Не потому ли это, что он не видел в своей жизни другой любви и не мог её себе представить? Тем не менее, его персонаж очень меняется к концу произведения. Он принимает свою отчуждённость, он становится взрослее.
Конечно, отдельным персонажем выступает Театр! И финальная минута спектакля, кажется, говорит о нём всё! Это такая мощная точка... До сих пор стоит у меня перед глазами.
В целом, гораздо больше ощущений, чем мыслей. Юрий Бутусов владеет каким-то отдельным стилем театрального искусства, которое имеет совершенно особенное воздействие. Так что описывать его спектакли - абсолютно бесполезное занятие. Единственное, что можно сказать - это нужно увидеть, это нужно почувствовать. Визуальные и музыкальные, звуковые образы существуют в этой работе не для того, чтобы разбирать их на части.
Театр не существует без зрителя. И если спектакль сумел взять Вас за руку и повести за собой в свой мир, то всегда, в любом случае, этот мир ни для кого не будет одинаковым.
Для меня "Чайка" Юрия Бутусова это история замкнутого круга человеческих страстей. Знакомое ощущение невозможности пережить, вырваться, очиститься. Для меня это спектакль, ломающий границы театральной условности. Такая хорошая встряска! Это было потрясающе! Спасибо режиссёру и его труппе!