Я очень давно знакома с произведениями Ольги Берггольц. Для меня её проза и стихи о войне - самые впечатляющие, трогающие, яркие и страшные. Наверное, из-за этого я много раз возвращалась к ним, читала отрывки, учила стихи. Но а как иначе? Искусство для того и существует, чтобы не дать забыть, чтобы напомнить, как это было, чтобы предотвратить повторение.
"Блокадный дневник" Андрея Зайцева, поднявший тему Ленинграда поразил меня своей документальностью. Я не историк, не специалист, я не видела войны и ничего даже близкого по ужасу. Так что могу опираться только на свой опыт насмотренности, на свою фантазию, на восприимчивость.
Но то, что я увидела на экране, совпало с тем, что я читала. Тем сильнее было ощущение реальности происходящего. Практически документальная хроника. Мне кажется, что фильм и снят максимально близко к документальной съёмке. А когда ты понимаешь, что увиденное происходило с такими же вот людьми, это попадает очень глубоко в тебя.
А это всё было. И совсем недавно. Ни одна семья не миновала эту войну.
Почему об этом надо говорить? Безусловно, естественная реакция человека - забыть, вычеркнуть из памяти, закрыться от травматического опыта. Не говорить, не думать. Но чем грозит нам потеря такой памяти? Память о том, через что прошли наши предки, чтобы мы жили? Память о том, что война это плохо? И не на уровне, что так просто надо говорить, а в живом восприятии, ощущении этого ужаса. Люди, реально прошедшие через этот кошмар, редко говорят о нём вслух. И я уверена, что для передачи этого опыта будущим поколениям нам и нужны такие большие художники, как Андрей Евгеньевич. Потому что только искусство, которое "нам дано, чтобы не умереть от истины", даёт шанс прикоснуться к прошлому и помнить о нём.
А дневники Ольги Берггольц я, кстати, не смогла дочитать до конца. Просто физически не смогла.